Умно не модно — почему русские рэперы не пишут рэп со смыслом?

Умно не модно — почему русские рэперы не пишут рэп со смыслом?

digest-preview

Почему важно ставить лайк?

Музыкальный критик, журналист и публицист Даня Порнорэп решил затронуть тему смысла в текстах русских рэперов, а точнее его отсутствия. Я со своей стороны рад буду поддержать дебаты на тему, которая волнует многих, чего на первый взгляд и не скажешь. Мнение о том, что смысловая нагрузка в треках не нужна, имеет место быть хотя бы потому, что его придерживается большинство.

 

 

Во многом это касается свежих исполнителей и их молодых фанатов. Буквально несколько лет назад Дима Бамберг упрекал Мирона, что на его концерты приходят только дети. Вчерашние дети выросли, а сегодняшние забивают залы Моргешнтерна и ребят из «MELON MUSIC». Молодёжь диктует тренды, так как является главным потребителем контента. В похожей ситуации оказались и техноблоги. Стас Ай, Как Просто удачно подчеркнул один, кажется очевидный, но многим не понятный момент: дети активно проявляют свою заинтересованность ставя лайки, оставляя комментарии и делая репосты. В то время как взрослый человек просто потребляет контент и идёт дальше. Вспомните сами, как часто вы ставите пальцы вверх или пишите комментарий. «Это ни на что не повлияет» — мнение в корне не верное. Лайки и комментарии влияют на контент на всех площадках, меняют жанры в музыке и кино, превознося одних над другими. В итоге мы имеем ситуацию, где контентмейкеры вынуждены подстраиваться под детские критерии, либо уходить в андеграунд. Проще говоря, если вам нравится рэп со смыслом — поддерживайте его, распространяйте, говорите о нём. 

Рэп — это чил

Однако не только дети согласны с мнением, что рэпу не обязательно нужен смысл, глубокие подтексты, мораль и прочее. Внезапно изи-рэп, который был всего лишь пародией на жанр, полностью поглотил его. Зачем писать сложные тексты, если можно не писать? Подобную трансформацию мы могли совсем недавно пронаблюдать на примере Егора Крида. Нельзя сказать, что его тексты были когда-то наполнены метафорами и аллюзиями, но они имели определённую структуру и целостность, работу со своей аудиторией. После того, как Крид посетил студию «MELON MUSIC» и ему показали, как можно писать треки буквально фристайлом, Егор сменил свой подход, а вместе с ним и ряд других исполнителей из близкого круга общения. Кульминацией стал сингл Джигана — «На чиле», где на фитах можно найти Крида, The Limba, blago white, OG Buda, Тимати, SODA LUV и Гуфа. Нельзя не упомянуть и Моргенштерна, который популяризировал пародийный изи-рэп. Всё тот же Даня Порнорэп называет подобное творчество «сахарной ватой», которая попадая нам в голову начинает плавиться и обволакивать мозги. Также критик отмечает, что подобный рэп звучит разнообразно, экспериментально, но всё это мешает работе над текстами, которыми всегда славился хип-хоп. 

Кому нужен смысл? 

Сколько нас в итоге? Тех, кому важно о чём говорят, а не как. Конечно можно обратиться к прослушиваниям, голым цифрам. Сравнить Моргенштерна и Хаски, Луперкаля и OG Buda, ATL и Soda Luv... Но это не имеет смысла, результат очевиден. Русский рэп войну за смысл проиграл. Обратная ситуация происходит c зарубежным рэпом, пока местами, но есть прецедент. Британский хип-хоп-исполнитель dave две недели ужерживает чарт. Примечательный он своими глубокими текстами и речитативом. Это не грайм, не дрилл, не какое-либо ещё ответвление от рэпа... Это просто рэп, о котором все уже забыли. Конечно многие надеятся, что камбекнется Oxxxy с новым альбомом и вернёт утраченный спот, но в этом есть и другая проблема, более глобальная. За время пока «умный» рэп был популярен, так никто и не смог, кроме Мирона, возвысится, чтобы продолжить его популяризировать. Целый поджанр в русском сегменте держался всего на одном исполнителе. Такие персонажи как Луперкаль или ATL не смогли раскрыться для массовой аудитории, стать интересными не только как музыканты, но и личности. Хаски попал в немилось государству. Аресты, отмены концертов, блокирование треков, а недавно стало известно, что артист и вовсе лечился от алкоголизма...

В итоге можно сделать вывод, что смысл особо никому и не нужен, а если он не нужен, зачем писать треки с акцентом на нём? Но если вы здесь, если мы об этом пишем, кто-то об этом говорит, кто-то ждёт возвращение Oxxxy или новый релиз Хаски, значит ещё не всё потеряно. Даня Порнорэп предлагает начать писать треки, например о том, «Что значит быть русским». Рэп должен говорить со слушателем, нести идеи или обсуждать актуальные проблемы. На западе рэп продолжает говорить, в то время как в России он мямлит не несущую никакой смысловой нагрузки чушь. Пример с dave доказывает, что можно делать актуально, современно и без потери смысла. Это же долгое время доказывал и Oxxxy, но почему-то после его ухода место продолжает пустовать уже несколько лет подряд. Почему «трон» никто не хочет занять? Потребность в разговоре о сокровенном не удовлетворена. Жанр стал популярен благодаря именно осмысленному рэпу, десяткам классических альбомов как западных, так и русских исполнителей. И если такой рэп для фрэшменов кажется слишком сложным, имеют ли они вообще право называться рэперами?

 

digest-preview

White Punk подал в суд Pharaoh — как это меняет русский рэп?

Судебный иск White Punka к Pharaoh сам по себе не страшен. Страшно осознание того, как окончательно русский рэп стал не улично-душевным, а коммерчески-расчётливым, как и положено бизнесу. Нет ничего плохого в том, что Панк (в контексте ситуации псевдоним выглядит даже иронично) хочет защитить свои права на музыку, просто… ещё 4 года назад мы смеялись с Децла, когда тот хотел защитить свои права в конфликте с Бастой. Сколько мнений про прогибание под системой мы прочитали? Травли и твиттов о том, что Децл поступил «не по понятиям»? А сейчас на дворе 2021 и громчайшая новость о бунтаре White Punk состоит в том, что он идёт в суд с иском на бывшего коллегу. И снова, здесь нет ничего плохого, просто как же быстро общество меняет собственные установки. То, за что вчера тебя бы съели с дерьмом, сегодня не вызывает никакой реакции. И наоборот. А если мы так быстро и легко меняет принципы, то есть ли они у нас вообще? Телеграм-канал автора: Колумбийский подкаст
digest-preview

Слава КПСС. Что дальше и живая презентация альбома на 101 трек

В июле рэперы Слава КПСС и Замай выпустили совместный альбом «Antihypetrain». Он содержит 101 трек и занимает около шести часов для полного прослушивания. В альбом вошли пять треков, в названии которых присутствует слово «Антихайп». Ещё в 2016 году музыканты создали одноимённое рэп объединение и до сих пор придерживаются своей идеологии.  Союз сообщил, что на презентации альбома он собирается исполнить альбом «Antihypetrain» целиком. Если вы еще не успели послушать альбом полностью, то у вас есть замечательная возможность это сделать на фестивале Антихайп, который пройдёт 31 октября в московском клубе «1930». В VK организаторы подогревают интерес и обещают «10 часов рэпа». Ожидаются специальные гости. Из тех, чьи имена уже объявили — Lida, CMH, МС Шпизер (никнейм комика Гарика Оганисяна). Стоит сказать что скорее всего это был последний альбом Славы КПСС, об этом он говорил в одном из крайних интервью: «Я уже столько лет этим занимаюсь. Настало время искать иное. Хочется в других жанрах поработать. К тому же, в творческом методе, который нами использовался, начиная от бифов, рэпа такого постмодернистского с кеками, мы, как сказал Иван Смех, «достигли предела». Нужно уже откекать и искать иное. Музыки от меня не будет. Не знаю, сколько продлится этот период. Сейчас мне интересно дрочиться со всякими синтезаторами. Может, когда-то в будущем. В рэпе для меня большинство гештальтов закрыто. Все, что хотелось провернуть, сделано. Теперь хочется себя закинуть в некомфортную зону и попытаться там сделать что-то крутое.» Слава КПСС В одном из последних треков в альбоме под названием «Прощай, Антихайп» друзья как бы подводят черту под годами совместного творчества, вспоминают друзей и врагов. «Это локомотив, хип-хоп угар, Киркоров и Галкин И этот дурачок, что с Бектон и Баркинг Сделал нас богатыми, братишка, respect Мы все ожидаем по делу Сети проект» Альбом «Antihypetrain», трек «Прощай, Антихайп» Слава, что же дальше? Музыкант планирует посвятить себя мультипликации: Есть два проекта, над которыми трудится Слава и его команда. Он собирается запустить мультсериал. Сейчас он с мультипликаторами создает «конструктор» для того, чтобы штамповать серии, а основным референсом служит сериал «Хорас и Пит»: «Регулярно с ребятами-сценаристами встречаемся, пишем сценарий моего сериала, который я уже давно хотел. Познакомился с нужными людьми, продюсерами, сценаристами, которые могут помочь мне это воплотить. Читаю сейчас много учебников по сценарному делу, с ребятами разрабатываем персонажей. Идея этого проекта со мной уже очень давно, с самой юности. В молодые годы я много сериалов смотрел, хотелось создать свой.» Слава КПСС о своем мультсериале.    
digest-preview

Идрак Мирзализаде покинул Россию по решению МВД. Восстанавливаем цепочку событий, при которых комик пострадал из-за шутки

Идрак Мирзализаде — молодой и успешный комик, имя которого до последних событий было известно в основном только тем, кто следит за развитием жанра стендапа в России. В контексте материала стоит упомянуть, что Идрак гражданин Беларуси, а сам родом из Азербайджана. Он неоднократно приезжал в Россию, а в марте этого года получил вид на жительство. Сегодня МВД признало пожизненно нежелательным его пребывание в России за шутку о русских, и сейчас Идрак покинул страну. Рассказываем, что к этому привело.ВЫХОД ШОУВ начале марта вышел очередной выпуск ютуб-шоу «Разгоны», в котором комики путём размышления на разные темы рождают шутки. Идрак Мирзализаде высмеял ксенофобию и рассказал о сложностях, с которыми сталкиваются нерусские при съёме квартиры. Он даже поделился своей стратегией по разговору с риэлторами: «Я стараюсь сказать как можно больше слов по телефону до упоминания имени, чтобы риэлтор запомнил, что я говорю без акцента. Если я скажу имя сразу, то акцент он дорисует сразу по-любому». Далее остальные комики докидывают шутки, основанные на стереотипах о нерусских, а Идрак переходит к той самой части, которая и привлекла внимание следствия. «Мы выносили матрас. Он был весь в г*вне. Если что, предыдущие съёмщики — русские и, видимо, русские обмазываются говном и ложатся спать» — Идрак  РАСПРОСТРАНЕНИЕ И УГРОЗЫ В июне фрагмент из шоу получил массовое распространение из-за его публикации на портале телеканала «Царьград» и упоминания в программе Владимира Соловьёва. В первой публикации множество отсылок к словам политконсультанта и востоковеда Игоря Димитриева, который, явно враждебно настроен. Он зачем-то отмечает, что «идентичность талышей не особенно выделялась в республике» и пишет: «Некий Идрак Мирзализаде, уехавший от национальных притеснений из Азербайджана в Белоруссию талыш, не считает русских великим народом. Реально комик!». А Владимир Соловьёв называет Идрака «грязью под ногами». Фрагмент с шуткой продолжает распространяться в интернете, на комика сыпятся угрозы. В Пензе даже состоялся одиночный пикет, а на самого Идрака объявили «охоту». За его голову обещали 50 тысяч рублей, что вероятно спровоцировало нападение на него в центре Москвы. По его словам, нападавшие стали требовать извинений за высказывания о русских, однако, тот отказался их приносить. Комик утверждает, что его шутку вырвали из контекста, это было лишь «высмеивание суждения по одному негативному инциденту о целом народе, он ни в коем случае не оскорблял народ». «Они напали на меня сзади, вооружившись своими кулаками» — рассказал комик о нападении СУД И ПОДДЕРЖКА В конце июля Московская прокуратура составляет на Идрака Мирзализаде административный протокол по статье о возбуждении ненависти либо вражды. В ведомстве утверждают, что провели исследование, согласно которому в выступлении комика содержатся лингвистические и психологические признаки унижения группы лиц, выделенной по национальному признаку. Через 10 дней после этого суд назначает Идраку 10 суток административного ареста. Ещё через 4 дня, 13 августа, стендап-комики выпускают видео, в котором обращают внимание на то, что их коллегу судят за шутку, в которой он лишь утрировал ситуацию, высмеивая ксенофобию. В ролике снялись и многие крупные артисты, как, например, Алексей Шац, Александр Незлобин, Руслан Белый, Илья Соболев. Они подчеркнули и многонациональность в профессии, акцентируя внимание на том, что даже русских не задела шутка про русских. «Обида — это выбор. Если вам не нравится какая-то шутка, вы можете выключить, закрыть вкладку или просто не купить билет. Для комика есть наказание. Если шутка не смешная, то никто не смеётся, но за шутку нельзя судить» На самом деле, даже многие из тех, кто угрожал Идраку, извинялись перед ним, когда посмотрели полный фрагмент шоу, а не только отрывок, который так активно распространился по соцсетям. Обидная ли шутка? Вне контекста однозначно да. И, к сожалению, много людей не старается разобраться в теме и углубиться в материал, прежде чем обвинять человека в ксенофобии. Как любят говорить комики, стендап-комедия  — это боль. И в том выпуске Идрак поделился своей болью. Конечно, со стороны все эти истории про тяжёлую жизнь людей с неславянской внешностью кажутся утрированными шутками. Но это правда реальность многих. В этой тяжёлой ситуации радует общность стендап-сообщества, которое не просто поддержало Идрака, но и предприняло попытку отстоять независимость комедии.   
Комментарии 3
Дискуссия не началась. Напишите комментарий первым